Танец на цыпочках (1994) (Moroz records, 1997) Танец на цыпочках

Когда-то я мечтала о том, что кто-нибудь будет писать для меня песни. Мечты накрылись медным тазом, пришлось сочинять самой. Жанр обязывает. Смысл простой - тебе нужно, ты и делай. Ты не медаль на шее, иди в люди, и попутный ветер тебе…сами знаете куда! Но пришло время, и АВТОРЫ доверили мне свои «кровные» песни, как самим Себе. На тот период в нашей рок-музыке, на мой взгляд, было написано много хорошего, а иногда и гениального (например: «На небе вороны» Юрия Шевчука). Но песни, которые нравились мне, «в народе» были не очень популярны или вообще не замечены. Хотелось их сделать по-своему, «выпятить» их достоинства, показать их многослойность, подать их в другом ракурсе.

Это явилось причиной возникновения идеи альбома кавер-версий. Хотелось переключиться, отвлечься от самой себя и «прочистить мозги» музыкой хорошо известных нам авторов. Может быть, найти новый импульс для своих будущих песен. Небольшой опыт в этом плане у нас был. В 1993 году мы записали песню Бутусова «Летучий фрегат» для трибьюта «Наутилус Помпилиус». В новой аранжировке, сделанной Егором Белкиным, песня обрела «ударность» и «свежее дыхание», все сразу обратили на неё внимание.

Определяться со списком песен для альбома долго не пришлось. Они выбирались по принципу «любим-не любим», затем – по совместимости с моими голосовыми возможностями и, конечно же, по фактору, если так можно сказать, «духовной близости». Коли не дорос до понимания того или иного автора, так и нечего за него браться. Сложнее всего пришлось с наследием БГ. Произведений он сочинил, видимо невидимо. Хочешь взять песню, а там, в тексте какое-нибудь хулиганство или непристойность. Я ничего не боялась, могу и «залепить» чего-нибудь, но кто ж мне поверит, совершенно не буйной барышне. Честность – сестра «рокерского» таланта, ничего не попишешь. Если ты полевой цветок, не пристало прикидываться розой с шипами.

Название «Танец на цыпочках» соответствовало самой идее альбома, хотя так называлась заглавная песня. Мы выражали своё «ку» выбранным произведениям. Песня «Танец на цыпочках» ранее не была опубликована, так как не подходила по теме и характеру к предыдущим двум альбомам. В данном случае, она стала отправной точкой во всей затее с кавер – версиями. На цыпочках, аккуратненько надо было подойти к «материалу» и вдохнуть в него «своё», как Данила-мастер в Каменный цветок. «Т.на ц.» - первая песня в моей практике, написанная на собственный текст. Слова возникли за несколько минут, музыка приложилась уже позднее. Тщательно и внимательно «танцевать» и «заглядывать в глаза» каждой последующей песне нам довелось на студии звукозаписи.

Из песни «10 стрел» хотелось создать развёрнутую музыкальную композицию, в неё вошла даже тема из другой композиции БГ («Поколение дворников и сторожей» из альбома «Аквариума» «Равноденствие»), чтобы она стала медитативной, «пространственной» и не проскакивала за какие-то жалкие две минуты.

«На небе вороны» Юрия Шевчука – выбрали сразу, без колебаний. Песня - гениальная, единственная у Шевчука, повествующая от женского лица. Хотелось вложить в её аранжировку ощущение обнаженной души и с ветлой печали одинокого человека.

«Хороводная» - группы «Странные игры» привлекла своей мелодичностью, необычным текстом. В ней чувствуется какое-то отчаянье и безысходность. Мы хотели песню «усерьёзнить», облагородить, и может придать пением немного фольклорности.

«После и снова» Вячеслава Бутусова насыщена таинственностью, смысла в ней лучше не искать. Она хороша своей «туманностью». Новая версия должна была усилить сумрачную торжественность, переходящую в полный бред. Большая роль в выполнении этой задачи отводилась, конечно же, гитарным партиям. Кстати петь эту песню очень трудно, особенно длинные ноты. Записывая эту песню в студии, я представляла себя в замке неимоверных размеров, где время от времени свечи то возгорались, то гасли сами по себе, как гостях у Дракулы. Как будто меня пронизывал лёгкий холодок, и в ушах звенела непонятная музыка.

«Что такое зима» Владимира Шахрина изначально предназначалась для моего исполнения. Когда Володя показал нам её, мы не предполагали, что некоторое время спустя она войдёт в альбом, как единственный в нашей жизни эксперимент со стилем «блюз». Песня замечательная, невероятно точная в словах, эмоциях. Егор тщательно выверил мелодическую голосовую нитку, так как Шахрин исполнял песню всё время по-разному, как-то «вокруг, да около». Вообще-то, «блюз» «начхал» на правила, но мы ж не блюзмены. Потому и «ваяли» по-нашему, «по-бразильски».

«Размышления компьютера о любви» (группы «Урфин Джюс»). Эту песню знают только осведомлённые любители отечественного рока. С ней связано многое - историческая родина и исторические корни Уральского рока. Мы решили включить в альбом песню уже не существующей группы как дань уважения и признательности легендарной команде, всем её участникам. Песня очень бодрая, странная, интересная по музыке, по тексту. Её новое решение виделось совершенно чётко, усилить и подчеркнуть основные инструментальные темы, гитарные «риффы», довести до совершенства и, соответственно, посадить всё это «безбашенное» безумие на убедительные барабанные треки. Записывать голос было одно удовольствие. Иногда бывает, мелодии написаны так, что они поются сами, ничего придумывать и «изгаляться» не надо.

Группа «Агата Кристи» представлена аж двумя произведениями: «Кошкой» и своеобразными «Героями», которую мы впервые услышали на концерте и сразу впечатлились. В песне, если её вообще можно назвать песней, всего одна строка и больше ничего, но мысль понятна и образ завершён. Стишок, предваряющий «Герои» тоже не просто так вставлен. Автор (Егор Белкин) хотел таким символическим образом поприветствовать наших «героев рок-н-ролла», а заодно и посокрушаться, ведь такие «герои» уже не появятся на нашем горизонте. Конечно, придут другие, уже пришли. Такова правда жизни…

С «Кошкой» связана своя предыстория: как рассказывал мне Вадим Самойлов, они хотели, чтобы я исполнила её на записи альбома. Причина, по которой не состоялось задуманное, мне неизвестна. Случай исправить ситуацию представился, желание совпало с возможностью, и мы воспользовались моментом. Опять же мы очень любим кошек, и грех пройти мимо кошачьей темы.

С «Голосами» произошла аналогичная предыстория, как и с «Кошкой», только лишь с той разницей, что в своё время я исполнила её на записи альбома группы «Апрельский марш». Но без объяснений она была изъята из «списка». Почему, до сих пор хочу узнать. Звучала она, на мой взгляд, убедительно, хорошо, а главное, энергично. Потом я услышала другую версию, вошедшую как окончательный вариант. Песня стала медленная, тягучая с вялым вокалом, чему сильно удивилась, но авторам, как известно, виднее, не поспоришь. Мою «сторону» горячо поддержал только Миша Симаков (вокалист группы, кстати, отличный шоу мен, это редкость на нашей рок сцене).

Конечно же, на собственной записи мы делали всё, как положено. Если есть «мощный» гитарный рифф, то чего тут выпендриваться, надо брать и «мочить», чтобы ни у кого не возникало сомнений. Яркая, запоминающаяся вокальная мелодия, что ещё надо для «ударной», «ломовой» песни. С чувством, с толком, расстановкой исполнить всё это, расставить нюансы и «дело в шляпе». Такая песня не имеет права «спать».

Композиция «Серые розы» должна была войти в наш альбом «Невеста». На этапе её сведения все «запутались» и решили отложить до будущих времен. Аранжировка давалась непросто. «С.Р.» трудно классифицировать, «с чем это едят» - одному автору известно, то есть мне. А мне представлялось, что можно смешать нечто ирландское с чем-то похожим на русско-народное. Возможно, у песни есть несколько вариантов её аранжировочного решения, кто знает…

« FOREVER » + «Трек» + Егор Белкин. Нам хотелось обратиться к наследию группы «Трек», и это очень даже не случайно, а закономерно. Это первая группа, в которой мне довелось «родиться» и попробовать себя в качестве певицы. Мои первые попытки сочинять и вообще участвовать в жизни рок группы. Хотя «придумывание» происходило в паре с Андреем Балашовым, всё же это можно считать стартом. Андрей услышал мою «задумку» с будущей композицией «Навсегда», затем придумал продолжение и показал её в окончательном виде. Я радовалась, как ребенок. «Консерваторский» человек не побрезговал повозиться с моей «темой». Сначала думали, что допишем вокальную «нитку» (текст имелся), но ничего не «приклеилось», решили оставить «Навсегда» инструментальной.

Версию, вошедшую в «Т.на Ц.», (вернее сказать идею с англоязычным текстом) предложил Егор. Написал текст, придумал на него мелодию и состыковал оригинальную прежнюю инструментальную «Навсегду» с новой частью. Мне, изучавшей во всех своих учебных заведениях немецкий язык, пришлось спеть на английском.

Последние две песни, вошли только в переиздание альбома, как bonus tracks. «Песня Кэрролла» ранее опубликована в альбоме «Странные скачки», посвящённом Владимиру Семёновичу Высоцкому. Для нас было честью участвовать в данном проекте, и мы решили вставить малоизвестную песню Высоцкого, написанной им для радиопостановки. Меня покорила фраза «и бегают фантазии на тоненьких ногах». Всё замечательное в нашей жизни слишком хрупко и уязвимо.

«Старинная» - Алексея Зубарева (экс-гитарист группы «Аквариум», ныне пишет музыку для кино) единственная, записанная не нами. Я выступила как приглашённая вокалистка. Мы хотели обратить внимание публики на этого автора. Настоящая «салонная» питерская песня.


Настя Полева - вокал
Егор Белкин - гитара, клавишные, барабан
Вадим Самойлов - гитара, клавишные, барабаны, бас (8)

Аранжировка - Егор Белкин
1 часть (12) - оригинальный "Трек"
Звук - Вадим Самойлов
кроме: (1) - Михаил Кувшинов
(13) - Игорь Сорокин
(14) - Никита Иванов
Запись сделана "НР" г. Екатеринбург, 1994
кроме: (1) - студия Игоря Бабенко
(13) - студия ДДТ
(14) - студия "Форум"

В записи принимали участие:
(1) - Глеб Вильнянский, Вадим Шевкунов, Андрей Васильев, Игорь Гришенков
(13) - Юрий Шевчук
(14) - группа Алексею Зубарева

Кутюр-коллаж - Александр Коротич, Василий Гаврилов, Василий Храмов
Фото - Богдан Поляков
Дизайн - Василий Гаврилов, Павел Семенов



Танец на цыпочках
Десять стрел
После и снова
На небе вороны
Хороводная
Что такое зима
Размышления компьютера о любви
Кошка
Голоса
Серые розы
Герои
Forever
Песня Кэролла
Старинная


Слушать и скачать mp3 "Танец на цыпочках" (1994)