Настя Полева

011Певица, музыкант и автор песен Настя Полева, чье имя стало названием группы, с которой она выступает и записывается на протяжении значительной части своей творческой биографии, впервые обратила на себя внимание в конце 1980, дебютировав в составе легендарной ныне уральской группы ТРЕК - возможно, первой безусловной звезды на рок-н-ролльном небосклоне 80-х.

В Свердловск (ныне Екатеринбург) она приехала учиться, став студенткой Архитектурного Института, который был настоящей кузницей кадров для местной рок-сцены. Осенью 1984 ТРЕК распался, а каждый из его участников пошёл своим путем.

Настя после распада группы принимала участие в качестве певицы в нескольких рок-проектах. В том числе спела в двух ранних выступлениях ещё только начинавших

свой путь к славе NAUTILUS POM P ILIUS. Основатели группы - ее соученики-архитекторы Вячеслав Бутусов и Дмитрий Умецкий.

Полева напомнила о себе лишь в июне 1986, когда вышла на сцену I Свердловского Рок-фестиваля со своей программой, написанной, главным образом, на стихи Ильи Кормильцева (УРФИН ДЖЮС, NAUTILUS POMPILIUS ) и стилистически близкой к арт-року: барочное изящество и хрупкость мелодий, продуманные аранжиpовки, чуть отстpаненный, гибкий и волнующий голос, калейдоскоп pомантических сюжетов и обpазов - Настя сpазу заpекомендовала себя как сильный, независимо мыслящий автор и интересная певица. 

Следующее выступление НАСТИ - на этот раз, заявленной как группа - состоялось ровно через год, на II Фестивале Рок-клуба (1987). В том же году свет увидел её дебютный альбом «Тацу», в записи которого участвовали едва ли не все звёзды уральского рока. Рецензии на альбом, появившиеся в рок-прессе, не без оснований сравнивали Полеву с Кейт Буш и Лори Андерсон.

В марте 1989 свет увидел второй альбом НАСТИ «Ноа Ноа», записанный на Студии NP; его тексты принадлежали перу братьев Кормильцевых: Ильи и Евгения (автора текстов АПРЕЛЬСКОГО МАРША), а также Аркадия Застырца, работавшего ранее с группой ТРЕК. В конце 80-х и начале 90-х Настя много и успешно гастролировала по стране и зарубежом, стала лауреатом фестиваля «Мисс Рок» в Киеве, участвовала в культурно-экологическом движении «Рок Чистой Воды», выступала в Голландии и Западной Геpмании, где она была гостем музыкальной конфеpенции Berlin Independence Days. В 1993 Настя Полева и Егор Белкин, в то время гитарист реорганизованного состава NAUTILUS POMPILIUS, перебрались в Питер. Последним альбомом Свердловского периода стал третий альбом группы - «Невеста» (1993г.), где автором всех текстов выступил Евгений Кормильцев.

Дальнейшая судьба Насти и как певицы, и как группы её имени, неразрывно связана с Петербургом и его художественным контекстом. Здесь были записаны её следующие работы: «Танец на цыпочках» (1995), «Море Сиам» (1997), «Гербарий» (2000), «НеНАСТье» (2001), «Сквозь пальцы» (2004), в которых она продолжала развивать свой музыкальный язык и свой, сугубо индивидуальный, поэтический язык.

Начиная с «Танца на цыпочках», Полева - автор не только музыки, но и текстов песен группы НАСТЯ. Это стало знаком определенных изменений её художественной концепции. Если прежде в текстах её песен доминировала «литературность», выражавшаяся в некоторой абстрактности или экзотической отстраненности сюжетов, то теперь они стали отражением внутреннего мира певицы и её жизненного опыта. 

Помимо собственных альбомов, Настя в разное время записывалась с КАБИНЕТОМ, АПРЕЛЬСКИМ МАРШЕМ и ЧАЙФОМ. В конце 80-х она снялась в трёх короткометражных фильмах Алексея Балабанова («Раньше было другое время», «Настя и Егор» и «У меня нет дpуга»), а в 1990 - в кинобиографии Свеpдловского Рок-клуба «Сон в кpасном теpеме». Также её музыка звучала в «Патриотической комедии» Владимира Хотиненко. На альбоме КС «Краденое Солнце» (1998) – музыкальной интерпретации популярной сказки - Настя исполнила необычную партию Медведицы.

В настоящее время она продолжает нешумную, но убедительную во всех отношениях музыкальную карьеру: гастролирует (в том числе, в США и Западной Европе), пишет новые песни и продолжает удерживать внимание неизменно преданной ей аудитории.

Андрей Бурлака